"Ждать и ждать": пять лет инвалид детства добивается квартиры в Орловской области
Инвалид детства Мария Тимонова пять лет не может получить квартиру от государства. Все варианты, которые ей предложили, не приемлемы для человека с ограниченными возможностями. Журналист «Go57» встретилась с Машей и ее мужем Никитой, чтобы узнать, с какими проблемами на пути к законному получению квартиры сталкивается пара.
Девушка родилась в Архангельской области, инвалидность получила в детстве, в четыре года. Родители Маши сильно выпивали, часто оставляли ее и сестру без присмотра. Когда из семьи ушел отец, ситуация усугубилась. Несколько раз девочек увозили с истощением на скорой. Вскоре случилось страшное – Маша выпала из окна. В результате получила травму позвоночника, из-за которой не может ходить.
«С шести лет жила в Болховском детском доме-интернате для детей с физическими недостатками, затем перевелась в Нарышкинский. Хотелось переехать ближе к Орлу, чтобы получить хорошее образование. В доме-интернате пробыла три года: с 2009 по 2012. Познакомилась с мужем в интернете. Через некоторое время начали встречаться, а потом жить вместе.»
Как рассказывает Маша, тогда хватало и средств и возможностей снимать свою квартиру. Когда девушка забеременела, пара начала думать о собственном доме, в котором смогут жить семьей. Тем более, по закону всем выпускникам детских домов положена жилплощадь. Однако процедура получения квартиры усложняется для инвалида. Государство не учитывает сложности, с которыми сталкиваются колясочники. В 16-17 году Маше предложили квартиру в центре города. Она была на втором этаже, в новом доме. Никита с огромным трудом пытался поднять коляску по ступенькам. Безуспешно. В подъезде оказалась очень крутая лестница.
«Отказались» - рассказывает Маша. – «А что делать? Не брать же квартиру, из которой невозможно выбраться. Что случится, если произойдет пожар? Тогда я не смогу выбраться из квартиры. Пролет довольно узкий, пандус не установить».
«Никаких альтернативных вариантов нет: либо берем квартиру, либо нет» - добавляет Никита.- «Конечно, пытались узнать, можно ли что-то сделать. Однако по закону, сначала квартира, потом подъемник. Прежде чем установить что-то в дом, нужно принять квартиру от государства. А потом требовать от управляющей компании подъемник».
Но отсутствие в подъездах пандусов и подъемников не самое страшное. Два раза Маше давали квартиру в Совхозном. В поселке нет качественных дорог, на которых возможно проехать на коляске. По закону сиротам достаются квартиры по программе государственных закупок. Они продаются по тендерам, жилплощадь смотрят комиссии. В доме есть свет, канализация и ремонт? Хорошо! Эта квартира предлагается сиротам, стоящим в очереди. И они не имеют права отказать!
«А то, что мы должны сами ломать дверные проемы никого не волнует. И сталкиваемся с одной и той же проблемой – отсутствием пандусов и подъемников. Откуда им взяться в подъезде старого дома? В итоге, администрация Урицкого района подала на нас в суд, чтобы мы приняли квартиру. Пытались обязать нас переехать в дом, который нам не нужен.»
С тех пор у Тимоновых началась война с районными администрациями.
«На последнем заседании суд задавал вопросы представителям администрации Урицкого района, просили их сослаться на конкретный закон, в котором сказано, что Маша должна принять эту квартиру и не имеет права отказывать» – Рассказывает Никита.- « Встал вопрос менять решения суда с 2015 года на то, чтобы нам дали квартиру не по Урицкому району, а конкретно в Нарышкино. Тут взбудоражились органы опеки, утверждая, что квартиры мы не дождемся, так как в тендере их нет».
Администрация является посредником между сиротами и собственниками, которые выставляют квартиры в «закупки».
«Почему, являясь посредником, администрация не хочет помогать?» - негодует пара.- «Мы сами звонили в Нарышкино, находили собственников, продающих квартиры, просили их прийти в администрацию и подать заявку на тендер.»
Собственники, желающие продать квартиры, не знают о закупках. О них нет нигде рекламы или информации, так как это электронная площадка «Сбербанка». Пока что пара живет с пятилетней дочерью у родителей Никиты. Друзья Маши из интерната стоят годами в очереди на квартиры. В Орле, конечно, строятся дома, в которых есть пандусы и лифты.
Однако не все люди с ограниченными способностями их получают. Маша и Никита идут дальше: пишут обращения, касательные расширения закона государственных закупок. Ходили в областную администрацию, пытались дозвониться до прямой линии с президентом. Однако их дело не сдвигается с мертвой точки уже пять лет.
Обращались и к врио губернатора области Андрею Клычкову. Он помог решить проблему с памперсами для инвалидов, которых в области не было полгода из-за трудностей с поставщиками. Власть области нашла два выхода для проблемы Маши: либо ждать, когда выставят тендер, либо - когда построят отдельные дома для инвалидов-сирот.
«Опять же нужно искать застройщика – нужна размежеванная земля, готовый участок. Нужно снова ждать и ждать.» – говорит Никита.
Ждут уже пять лет. И неизвестно, сколько времени еще придется провести в очереди за квартирой. За те пять лет, что семья ждет жилплощадь, в Орле убрали низкопольные автобусы из-за банкротства ПАТП. Для инвалидов-колясочников ездит один троллейбус в городе. В иных ситуациях приходится брать такси: это не выгодно для людей с ограниченными возможностями.
Несмотря на безысходность, Тимоновы борются дальше. Они ждут результатов закупок в августе. Их благополучие зависит от администраций: областной и Урицкого района. Именно в Нарышкино пара хочет получить квартиру, так как в этом поселке есть все для комфортной жизни. Маша хочет как можно чаще гулять на свежем воздухе, а также встречать дочь из школы.
Надеемся, что рано или поздно Маша добьется хорошей квартиры, в которую сможет переехать вместе с мужем и дочкой. Хотелось, чтобы новоселье семьи Тимоновых случилось как можно быстрей!
Читайте также: В Орле состоится праздник «Гимн любви»