"Пришли, чтобы искать" - как работает орловский филиал "Лизы Алерт"
Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» (ПСО «Лиза Алерт») — некоммерческое общественное объединение, состоящее из добровольцев и занимающееся поиском пропавших без вести людей. Название организации происходит от имени 5-летней Лизы Фомкиной, поиск которой в 2010 году дал толчок созданию объединения, и английского слова alert. В России организация существует с 2010 года. За 8 лет в регионах появилось 40 филиалов. Некоторое открываются до сих пор.
Логвинова Наталья - региональный представитель поискового отряда "Лиза Алерт" в Орле. Занимает эту должность уже второй год. У нее есть взрослый сын, активно участвующий в жизни отряда. Ее родственники также время от времени принимают участие в поисках. Для того, чтобы стать волонтером не важен ни пол, ни возраст, ни социальный статус. Журналист Go57 поговорил с Натальей о жизни поисковиков "Лизы Алерт".
Расскажите, как вы вступили в "Лиза Алерт"?
Как и многие волонтеры пришла в отряд, когда пропал знакомый в январе 2016 года. Увидела заклейку с ним на улице. Летом этого же года записалась на курсы первой помощи от специалистов "Лиза Алерт". Обучение от координаторов из Москвы шло два дня. Как только занятия кончились и мы разошлись по домам, поступила заявка о пропаже мужчины. Точно не помню из Хотынецкого или Знаменского района, помню, что сразу же поехала на поиски. С тех пор затянуло.
Фото: учения, посвященные семилетию отряда.
Кто они, волонтеры "Лиза Алерт"?
Все абсолютно разные. Сложно определить, в какую возрастную группу входят участники отряда. Все они либо учатся, либо работают. Но главное условие для вступления в поисковый отряд - достижение восемнадцатилетнего возраста. В среднем, на каждый из поисков выходит десять человек. На следующие приходит другая десятка. У каждого из нас своя жизнь - работа, семья, другие дела. Поэтому поисковики часто сменяют друг друга. Количество людей выходящих в поле зависит от многих факторов: время года, день недели, сессия или занятость на работе.
Что заставляет людей идти в поисковики?
К нам приходят родственники, друзья или знакомые пропавшего. Потом остаются. Много людей появляется после резонансных поисков. В 2016 году искали молодого человека, с нами осталось множество его друзей. К счастью, в Орле почти не было крупных резонансных поисков. Растем сами по себе, потому что приходят добровольцы. К сожалению, некоторые уходят из-за отсутствия свободного времени. Но есть люди, старающиеся вырываться на поиски хотя бы раз в год. Каждый для нас ценен.
Фото: возвращение девятилетней Полины маме, поиски в Железногорском районе.
Как работают отряды в отдаленных районах?
Там свои небольшие подразделения. В Ливнах, например, отряд, быстро реагирующий на пропажи в близлежащих районах. Иногда обращаемся за помощью в соседние регионы. Дмитровский район закрывает Курск, Ливны - Липецкая область: из Ельца проще приехать, чем из Орла. Мы также прибываем в Железногорск или в Чернь на масштабные поиски. Если понимаем, что будем на месте быстрее, чем отряд из соседней области, то согласуем приезд с региональным представителем и собираемся в поездку.
Сколько всего волонтеров "Лизы Алерт" по области?
В обоих чатах социальной сети нас около 100 человек. Но на поисках присутствуют не только волонтеры "Лизы Алерт", но и другие службы. К слову, не всегда требуется физическое участие добровольцев. Часть людей находится во время прозвонов в больницы.
Чем пользуетесь при поисках?
Основное оборудование: навигатор, фонарь, рация, компас. Компас есть у многих - самая легкая и недорогая вещь. Фонари нужны с мощным аккумулятором. Рация одна-две на поисковую группу. Навигаторы требуются не столько ориентировки, сколько для записи трека прохождения группы. Координатор понимает, где люди прошли, видит на карте их маршрут. Всего на отряд пять навигаторов. Хотелось бы больше.
Фото: компас и ориентировки.
Кто обеспечивает вас оборудованием?
Что-то дарят родственники пропавших, неравнодушные люди, приходит спонсорская помощь из Москвы. Мы с благодарностью принимаем любые подарки, кроме денежных средств. Часто нам приносят пачку бумаги, скотч, жилеты и батарейки.
Бывают напряженные моменты, когда заявки поступают каждый день. И вот в такой период потерялся дедушка. Компания друзей и родственников (12 человек) участвовала в поисках вместе с отрядом. Дедушку благополучно нашли. В знак благодарности нам привезли несколько пачек бумаги, упаковку скотча, большую банку кофе и тортик. К слову, бумага и скотч - самый расходуемый для нас ресурс. Волонтеры шли на расклейку по следующей заявке и получали ориентировки, скотч и кусочек торта. В тот день было очень приятно работать!
Тяжело ли вам морально?
Конечно. Всегда боимся, предполагаем сразу худшие расклады, становится страшно.
Фото: отряд на поисках девятилетней Полины.
Что нужно для поисков в лесу?
Прежде всего нужно большое желание помогать. В лес идут, как и взрослые здоровые мужчины, так и маленькие хрупкие девочки. Самые продолжительные поиски в лесу длились двое суток. По правилам, люди должны меняться каждый день. Координаторы поисков передают друг другу информацию, добытую за день. Никто никогда не пустит новичков в лес в одиночку, их сопровождают опытные добровольцы. Безопасность наших людей - главный приоритет для "Лизы Алерт".
Отдельный аспект - одежда. В туфлях, босоножках, балетках не идут на поиски. Кроссовки также не подходят. В сентябрьском лесу, когда наступают первые холода, в них становится не комфортно. Те, кто планирует часто выходить в лес, покупают берцы и специальную одежду. [Полный список снаряжения добровольца есть в группе "ВКонтакте"].
Фото: поиски "Лиза Алерт".
Самые тяжелые поиски зимой?
Нет, зимой нет грибников. В то же время, поиски зимой - самые страшные. Мы всегда боимся опоздать из-за низких температур. Вообще мы всегда боимся, и не только в это время года. Иногда, получая заявку, мы сразу же начинаем беспокоиться. Когда ищем детей, в первую очередь осматриваем местность на наличие водоемов. Статистика печальна: 8 из 10 потерявшихся детей тонут.
Иногда мчимся на поиски, не ожидая результатов прозвонов. Например, если теряются диабетики или люди, жизнь которых зависит от вовремя принятого лекарства.
Что испытываете, когда находите человека, который, как казалось, пропал безнадежно?
Удивление! Ну, и, конечно, радость. Была история, когда одна из координаторов, пришедшая работать чуть раньше меня, впервые нашла "потеряшку" при прозвоне. Она кричала от радости в трубку: "Я его нашла".
Помню, как впервые отыскала человека. У меня тряслись руки, когда звонила региональному руководителю. Чудесное спасение! Пропал дедушка, искали около суток по городу. Шла клеить ориентировки и увидела прохожего, похожего на пропавшего. Подумала, что внешне напоминает пропавшего дедушку. Оказалось, это и был он. Конечно, тогда я была счастлива.
Фото: расклейка по городу. День пропавших детей 25 мая.
Смотрели фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь"? Там показана работа волонтеров "Лиза Алерт".
Да. Кино, кстати, снималось с консультацией наших московских коллег. Как-то так это все происходит. Конечно, Звягинцев показал все слишком красиво Не у всех волонтеров есть такие жилеты, куртки. В целом, в фильме качественно показаны поиски.
В фильме поисковики общаются с родителями пропавших кратко и по делу. Вы также общаетесь?
Мы все живые люди. Мы шутим, но на поисках становимся абсолютно другими. Многие руководители не любят, когда их лишний раз отвлекают. Через координатора поиска проходит огромное количество информации. То есть все, что могли узнать инфорги от родственников, все что могут сообщить сотрудники полиции, мчс.
Фото: кадр из фильма А. Звягинцева "Нелюбовь".
Есть ли группа активистов в вашем отряде? Можете ли выделить отдельно чьи-либо достижения?
Я не могу выделить кого-то. Каждый доброволец "Лиза Алерт" тратит свое время на поиски. Этим он уже ценен. Даже, если никого не находит – это значит, что в данном месте нет пропавшего. Я не понимаю, как можно кого-то отдельно выделять. С моим мнением согласны все поисковики. Добровольцы пришли в отряд не хвастаться своими достижениями, а искать пропавших. Многие не носят шевроны. Тихо приехали, поискали, уехали. Нашли? Слава богу! Не нашли? Будем искать дальше.
Фото: орловское отделение на поисках.
Читайте также: Стихийные рынки в Орле: как с ними борется администрация